"Одежда - язык общения"

Пьер Хорше - известный на Западе дизайнер молодёжной одежды, психолог и основоположник одеждографии, науки о том, как внутренний мир и характер человека отражается в его одежде. В 80-х годах XX века он выпустил несколько монографий, в которых подробно описал, какие элементы одежды каким чертам характера соответствуют, и создал несколько коллекций молодёжной одежды, с научной точки зрения подчёркивавшие молодость и привлекательность. "Одежда - это язык общения, в котором есть свой вполне определённый набор символов," - утверждал Пьер Хорше в своей второй монографии "Les principes de la habitgraphe" ("Основы одеждографии"), вышедшей в 1984 году. - "Одеждой люди пытаются разговаривать друг с другом, и нам давно уже пора научиться читать по одежде окружающих то, что они пытаются нам сказать. Каждая её деталь, каждая складка несёт полезную информацию, отражая подсознание человека. Мужской строгий галстук высокомерно заявляет: "Я раб системы", а кепка, повёрнутая задом-наперёд, улыбается: "Сломаем эту систему!", капюшон за спиной парня смущённо шепчет: "Мне нравятся не только девушки", а узкие тёмные очки твердят: "Я не лидер"." Книга стала бестселлером и была переведена на несколько языков, в том числе английский, немецкий и китайский.

По мнению Хорше, узкую одежду предпочитают люди, имеющие всевозможные условности и комплексы, любящие держать эмоции внутри себя, жёсткие, чёрствые и неуступчивые. Любители широкой одежды, наоборот, терпеть не могут каких-либо условностей и ограничений, отбрасывают все традиции, дают быстрый выход эмоциям и отличаются дружелюбным нравом. Цвет одежды также довольно точно отражает характер человека. Коричневый цвет выражает внутренние условности и стремление не выделяться из толпы, серый цвет - мягкость и уравновешенность, синий цвет - наивность и верность, белый - чистоту и независимость, красный - импульсивность и ранимость, жёлтый - флирт и хитрость. При смешении цветов сочетаются и их свойства, например, оранжевый (смесь красного и жёлтого) выражает импульсивность и хитрость, голубой (синий + белый) - верность и независимость, розовый (красный + голубой) - импульсивность и наивность. Комбинации цветов в одежде говорят об устойчивости человеческой психики: чем более контрастны цвета, тем более агрессивна личность. Наиболее гармоничными комбинациями являются: фиолетовый + голубой, малиновый + оранжевый, сиреневый + красный, жёлтый + розовый, синий + аквамарин, зелёный + серебряный. Светлый галстук на тёмной рубашке, по мнению психоаналитиков, выдаёт возможного насильника; с таким человеком девушкам следует вести себя осторожнее. Наличие в одежде чёрно-жёлтых полос выдаёт потенциального убийцу, а чёрно-розовых - потенциального самоубийцу, и если такие комбинации ребёнку нравятся с детства, психологам следует обратить на него внимание. Вообще вертикальные полосы на одежде делают фигуру человека более стройной, а горизонтальные - более полной. А клетка говорит о степени коммуникабельности человека: чем она крупнее, тем легче её обладатель идёт на общение и контакт.

Но ещё несколькими годами ранее Пьер Хорше заинтересовался вопросом, как с помощью одежды усилить свою привлекательность. В 1981 году он небольшим тиражом на собственные средства издал свою первую монографию "Les meditations de la mode jeune" ("Размышления о молодёжной моде"), в которой сформулировал свою знаменитую Теорию Колец и основные аксиомы привлекательности. По его мнению, молодёжная одежда должна отражать современные черты характера и иметь полуспортивный стиль, но её форма должна быть противоположной для девушек и парней.

В этой книге Пьер Хорше выдвинул гипотезу, что на теле человека существуют места, на которые при оценке симпатии люди подсознательно обращают внимание в первую очередь. На женском теле эти места - локти, груди, бёдра и колени. На теле мужчины - это шея, запястья рук, талия и лодыжки ног. Во всех этих местах вокруг тела человека можно мысленно обвести "кольца". Чтобы одежда максимально подчеркнула и усилила вашу привлекательность, нужно сделать так, чтобы в этих местах ваша одежда имела реальные кольца, а в местах "колец" противоположного пола ваша одежда иметь реальных колец ни в коем случае не должна. Например, если рукава платья девушки короткие, то они должны иметь манжет на локте, а если длинные - то не должны иметь манжет на запястье. У парней наоборот: если рукава футболки короткие, то они должны расширяться к концу, а если длинные - то иметь резинку на запястьях. Точно так же и с брюками. Если штанины панталон девушки короткие, то они должны иметь резинку на коленях, а если длинные - то должны расширяться к низу. А у парней, если штанины короткие, то они могут расширяться, а если длинные, - то должны иметь резинку на лодыжках ног. Воротник женского платья может быть широким или узким, но ни в коем случае не должен образовывать кольцо, а мужские свитера и кофты, наоборот, должны иметь средние размеры и быть кольцеобразными. Самый оптимальный вариант для парня усилить свою привлекательность "в районе шеи" - это носить кофту с капюшоном. Также парням рекомендуется носить длинные футболки и не заправлять их в штаны, а девушкам добавят привлекательность очень короткие футболки, не прикрывающие пупок, и юбки, расширяющиеся к низу.
В 1983-86 годах во Франции экспериментальная группа психологов-аналитиков провела всестороннее исследование влияния одежды на симпатию и привлекательность человека. За три года работы группы было протестировано более 26 тысяч испытуемых, и после анализа полученных данных психологи пришли к ошеломляющим выводам. Как выяснилось, внешняя симпатия человека зависит от его одежды минимум на 20%. В результате исследований были зафиксированы элементы одежды, наиболее сильно влияющие на эротическую привлекательность людей. Теория Колец Пьера Хорше была полностью подтверждена. Оказалось, что открытые Пьером Хорше места на теле человека - это так называемые "фетиш-зоны", напрямую связанные с гормональной системой человека. Одежда, которая подсознательно привлекает внимание человека к фетиш-зонам, стимулирует организм вырабатывать половые горомоны и приводит его в состояние возбуждения. Можно сказать, что подобная одежда является для человека примерно тем же, чем является для животных их брачный наряд: сигналом к спариванию. Так гипотеза Пьера Хорше позволила дать научное объяснение явлению фетиша.

А Пьер Хорше больше уже не писал книг, но стал известным дизайнером молодёжной одежды. Именно он в 1982 году сшил первые мешковатые штаны для подростков ("baggy") и придумал для мешковатости вставлять резинки по краям штанин или заправлять штанины в кроссы или кеды, благодаря чему появился новый "бэггерский" стиль одежды и одновременно возник новый вид фетишистов - "бэггеры" ("baggyboys"). В 1983 году его коллекция одежды для тинейджеров "Les Gouttes Tombant", в которой он представил длинные рубашки с тонким пояском и закатанными рукавами, футболки с капюшоном и шнуровкой на груди, штанишки наподобие украинских шаровар с контрастными выточками и просторные комбинезоны с капюшоном камуфляжной окраски, была отмечена специальным призом на конкурсе начинающих модельеров в Бордо. Через пару лет после этого Хорше пригласили в недавно открытую компанию по производству молодёжной одежды JNCO, затем в 1987 году он перешёл работать на азиатский лейбл PIONEER, основанный пакистанским модельером Рэдваном Шаабу, а в 1993 году Хорше и Шаабу выкупили производственные площади в германском городке Райне и создали в Европе новую компанию по производству бэггерской одежды HOODBOYZ. Именно в коллекциях HOODBOYZ Пьеру Хорше удалось полностью воплотить свою Теорию Колец и создать спортивные штаны и кофты, пробуждающие самые глубинные струны фетиша. Благодаря ему сейчас в Германии, Голландии, Австрии и других европейских странах сотни тысяч парней используют подобную мешковатую одежду для фетиш-мастурбаций, а количество бэггеров минимум в 5-6 раз превышает количество сторонников рэп и хип-хоп субкультур.

журнал "Oops!", 2003 год